В наши дни пескоструйную обработку поверхностей производят с помощью льда, стекла и стали. В чем суть технологии и для чего ее применяют?

Однажды, находясь в пустыне, генерал Бенджамин Чу Тилгмен заметил интересную вещь. При сильном ветре песчинки ударялись об оконное стекло и оставляли на нем что-то вроде гравировки. Вернувшись домой, в Соединенные Штаты, Тилгмен запатентовал технологию пескоструйной обработки и открыл свою компанию. Было это еще в XIX веке. С тех пор технология претерпела изменения, но основной принцип остался прежним. Как это делают? Пескоструйная обработка определяется как «обработка поверхности путем повреждения». Но зачем же портить хорошую вещь? Ответов может быть несколько. Например, чтобы придать ей своеобразный вид – украсить, как и подумалось генералу, подобием гравировки. Или искусственно «состарить», ведь это сейчас так модно. Или сделать более безопасной в использовании – это касается, в частности, плитки для пола.
Первое время на поверхность материала просто сыпали песок, который круговыми движениями крошили с помощью плиты, создавая шероховатости. Позже изобрели пескоструйные агрегаты, распылявшие просеянный песок. Это было вредно для рабочих, у которых из-за вдыхания песчаной пыли появилось профессиональное заболевание – силикоз. Теперь в качестве абразива вместо песка используют стеклянные шарики, стальную дробь, синтетические материалы и даже сухой лед! То есть, название «пескоструйная обработка» уже не соответствует сути технологии. Правильнее было бы называть ее абразивоструйной, но этот термин как-то не прижился. Что обрабатывают? Стекло. Пожалуй, чаще всего мы видим обработанные пескоструем стекла и зеркала. Они используются в дизайне стен, перегородок, душевых кабин, витрин, дверей, столов, шкафов. В общественных местах ее используют для написания на двери или зеркале названия заведения или нанесения фирменной символики.
Очень часто пескоструйную обработку применяют для дизайна стеклянных дверец и межкомнатных дверей. Снимая частицы стекла на разных уровнях, можно получить и объемный рисунок.
Слой стекла снимается в определенных местах – получается матовый рисунок. Если снять частицы стекла на нескольких уровнях, получится объемное изображение. Для воспроизведения определенного рисунка используется трафарет. Легче обрабатывать большие плоские предметы, так как маленькие трудно как следует закрепить. Характер изображения зависит от глубины обработки и зернистости абразива. Дерево и металл. Древесину обрабатывают для того, чтобы придать ей состаренный вид, а иногда с помощью пескоструйной технологии на деревянную поверхность наносят рельефный рисунок.
Используют для этого, как правило, дуб и древесину хвойных пород – ель, лиственницу.
При обработке металла тоже преследуют чисто декоративную цель: поверхность становится матовой и фактурной.
Пескоструйным методом обрабатывают и металлические части мебели для получения матовых фактурных поверхностей.
Камень. Во-первых, на обработанной пескоструем рельефной поверхности меньше заметны царапины. Это важно и для столешницы, и для стен, и для пола – для всех зон, где могут быть использованы каменные плиты. На плитке с негладкой поверхностью труднее поскользнутся, что актуально для кухонь и ванных комнат. Есть ли альтернатива? Нужно ли говорить, что пескоструйная обработка – процесс хлопотный и недешевый? Поэтому ему придумали замену. Как и любое изображение, рельефный рисунок можно заменить… правильно, наклейкой. Клеящуюся пленку, имитирующую обработанную шершавую поверхность, используют, когда речь идет о прозрачном материале – стекле. Появилось даже понятие sandblast effect – имитация пескоструйного матирования. У этой технологии есть свои преимущества: она дешевле, к тому же, пленки можно делать фактурными и цветными.